Ахтырская

Еще с до революционных времен в семье деда было множество икон. Часть из них передавалась по наследству, часть приобреталась в  печатных оттисках работавшей тогда Сытинской типографии в Москве. Несколько икон принадлежало дедовой сестре Евдокии в монашестве Епифании. Одна из них, обитая с обратной стороны потертым бархатом, хранилась в сейфе, пока я однажды не решил снять эту обивку. Под тканью оказалась дарственная надпись.

В знак сыновней любви и расположености дарствую на память и молитву. Непокорный раб (не читаемо) ин.

И. Варсонофию.

 Именно эта надпись напомнила еще несколько рассказов Михаила Михайловича.

Как то раз, без всякой моей  очередной просьбы, он начал рассказывать о "металлической" иконке висевшей в горнице избы бабушки Аграфены.  Икону эту передал монашке некий старец когда сам был уже не в силах молиться богу, с тем чтобы она молилась дальше. А старцу икона была подарена художником, писавшем картину "Бурлаки на Волге". Этот его рассказ я слышал уже будучи учеником второго или третьего класса, но на его вопрос: "Знаю ли я кто автор картины", я кажется не смог ответить. В жаркие летние дни, мы дети купались и загорали на Хрипуновских прудах. Услышав про Волгу я в тот момент подумал: "Хорошо бы она у нас в деревне протекала". Названная дядей фамилия Репин, так кажется мне ничего и не сказала, но я соврал, что о таком художнике что то слышал. Еще он называл художника Крамского, который "тоже из тех мест", что и автор "Бурлаков на Волге".

Оклад иконы и сопроводительная записка, которую с трудом удалось прочесть датированы 1856 годом.

zapiska_zakazchiku_1856.jpg

Из биографии художника известно, что примерно в то время он еще 12 летним мальчиком учился и работал в одной из иконописных мастерских города Чугуева, у Бунакова и помогал мастерам расписывать стены церквей соседних сел. Икона вполне могла быть одной из первых его работ, но маловероятно что художник мог хранить её 20-30 лет. В 80-90 годы 19 века к нему,  к уже известному художнику обращались многие с просьбой подтвердить подлинность приписываемых ему работ. Известо множество портретов, написанных Ильей Ефимовичем по заказу императорской семьи и чиновников царской армии.

Не помню, чтобы в своем рассказе дядя называл мне имя старца передавшего икону монашке, но если и назвал, монашеское имя Варсонофий мне бы ничего не сказало. Современник Ильи Ефимовича Репина оптинский старец Варсонофий, известный в миру как полковник генерального штаба царской армии  Павел Иванович Плиханков (1845-1913), мог знать художника еще по до монашеской жизни.

varsonofiy_optinskiy.jpg

В 1892 году принят в Иоано-Предтеченский скит Оптиной пустыни через год пострижен в рясофор. В 1902 году посвящен в иеродиакона. в 1907 возведен в сан игумена и назначен скитоначальником. В 2000 году прославлен для общецерковного почитания.

В настоящее время опубликованы записки Оптинского старца, воспоминания очевидцев того времени о путешествии в Оптину пустынь. Интерес с точки зрения предания представляют два момента.

Это коротенькая записка самого старца Варсонофия о рассказе бывшего игумена Мещовского монастыря.

Ахтырская икона Божией Матери, что в Вознесенской церкви города Козельска.

Рассказывал мне бывший игумен Мещовского монастыря отец Марк, живущий ныне на покое в Оптиной пустыни:
«Помню, это было, кажется, в 1867 году. Был я сильно болен и не чаял, что поднимусь.
 В это время жил я в Оптиной пустыни. Вижу однажды, как бы в тонком сне, будто стою на поляне,
что около Козельска и против трех церквей. Восходит солнце. С правой и с левой стороны
стоят подле меня какие-то существа. Замечаю, что солнце, видимое мною, есть икона,
стоящая на чердаке Вознесенской церкви. На вопрос мой к тому, который стоял около меня с левой стороны,
кто он, тот ответил: «Я – Георгий! Икона, видимая тобою, есть икона Ахтырской Божией Матери»10.
Проснувшись, я передал об этом отцу Амвросию. Начались поиски по всем церквам Козельска,
но иконы Ахтырской Божией Матери нигде не находили. Искали и в Вознесенской церкви.
После долгих и безуспешных поисков священник той церкви отец Димитрий открыл сию икону на чердаке церкви,
лежащую в пыли и мусоре. Святая икона была тогда же принесена торжественно в Оптину пустынь
, а я, приложившись к ней после молебна, получил облегчение от недуга и вскоре выздоровел совершенно».

После многих чудес от сей иконы люди с верою приходили к ней. По сие время святая икона находится
в Вознесенской церкви Козельска и почитается жителями как чудотворная.

И воспоминания Азанчевской Марии о её путешествии в Оптину Пустынь в мае 1909 года. В тексте небольшого рассказа упоминается письмо и чай , которые автор согласилась передать старцу от одной из Дивеевских сестер.

vyderzhka_azanch.jpg

Ни имя монашки, ни содержание письма  самой Марии было неизвестно и я не буду скрывать, что мои детские воспоминания проявились только после прочтения этого рассказа.

Вне связи с рассказом дяди о "металлической" иконе, вспомнились его слова, что кто-то из родственников "ОНА"- обращалась зачем то к какому то старцу. На мой вопрос: -"ЗАЧЕМ", дядя ничего определенного мне не ответил, что то типа: "Вот наверно за этим", а  в ответ на моё умозаключение о поездке на богомолье, сказал что обращались письмом. В тот момент он пытался растолковать мне  еще что то, но безрезультатно. Варсонофий Оптинский слыл провидцем своего времени или ясновидящим, как мы говорим теперь. Несомненно Епифанию, как и всех нас потомков Ивана Федорова, волновал вопрос происхожденя ее родного деда. Возможно обращение к старцу было связано именно с просьбой прояснить события прошлого, в ответ на которую и была послана икона с дарственной надписью Ильи Репина.

dsc00064.jpg

На лике богородицы заметен процарапаный очевидно карандашом след, словно художник пытался дорисовать лишнюю прядь волос, которой нет на аналогичных иконах Чугуевской иконописной артели. Известно, что Илья Ефимович был любителем подправлять и улучшать свои работы. Возможно, что то аналогичное он пытался сделать и с этой иконой, но почему то не стал и надписал ее с обратной стороны.

dsc00057.jpg

Неким мистическим образом икона напомнила о себе в 1913 году, когда скончался Варсонофий Оптинский, - тот кого художник просил молиться о чем то. Незадолго до того как мне посчастливилось обнаружить дарственную надпись на иконе,  уже в наше время произошло еще одно нападение на картину И.Е. Репина изображающую одно из судьбоносных событий русской истории.

744332.jpg

 Вероятно часть завещанных художником молитв, должна быть направлена на сохранность созданных им памятников искусства для того, чтобы потомки не повторяли ошибок своих предков.