Святитель Новгородский

В разговорах с родственниками по материнской линии отец часто упоминал монаха, от которого по его словам произошла наша фамилия. Первый раз при родственнике, приехавшим погостить к нам из Хрипуново он упомянул неких братьев, родоначальников фамилии. Второй раз - когда он сам был в Хрипуново. Этот разговор я помню более четко потому, что тогда было произнесено непонятное слово "Постриг". Вопрос задал отцу мой дядя Михаил Михайлович по поводу того как мог этот монах оставить потомков, будучи монахом. Не помню, прозвучало ли слово "Святитель", но из разговора было ясно, что речь шла о каком то известном человеке. Слово "Постриг" у меня проассоциировалось со стрижкой деревенских овец и я попросил взрослых объяснить, почему после пострига детей иметь нельзя. Они  долго пытались растолковать мне что то про какой то обет, и в конце концов сошлись во мнении, что до пострига семью и детей иметь можно. Разумеется я не понимал тогда,  кто конкретно имелся в виду и в какой период времени мог жить этот человек. В пользу того, что под этим монахом подразумевался Святитель Феоктист архиеписков Новгорода, говорит несколько обстоятельств.

svyatitel_feoktist.jpg

Из летописи ничего не известно о до монашеской жизни святителя, где и когда он родился и кто его родители - тайна. Известно, что постриг он принял в Богоявленском монастыре и стал его игуменом, а до пострига  был причтником собора Святой Софии Новгородской.

Назначение его сопровождалось спорами, но в конце концов он был избран Новгородским вече. В то время огромное значение имело происхождение человека, его отношение к тому или иному клану  правящей династии. Возможно разногласия были связаны со сведениями о наличии семьи в до монашеской жизни. Год рождения владыки Новгородского вполне мог приходиться на 1257 - год бунта против переписи, и казни его зачинщиков, что тоже могло добавить масла в огонь спора.

На торжествах связанных с посвящением в 1300 году, присутствовал сын тогдашнего Великого князя Андрея Александровича - 5 летний Борис, но в летописи нет сведений о присутствии самого Великого князя и одновременно князя Новгородского. Присутствие мальчика с делегацией от отца выглядит так, будто его отправили погостить к родственнику.

В период после смерти сыновей Александра Невского и начала межклановой борьбы, когда жизнь и простого человека и князя не стоила и гроша, владыка принимает обет безмолвия.  Сам характер монашеского испытания говорит о том, что было нечто такое о чем он не хотел говорить. В 1310 году, он уносит это с собой в могилу.

И наконец само имя Феоктист означает рожденный по воле бога, вопреки чьей либо воли вообще, а в данном случае возможно против воли Великого князя Александра.

karta_htiny_menshe.jpg

В районе Ктин (Хтин), которые принадлежали Тыртовым и были переписаны по указу Ивана Грозного на опричника Василия Ивановича Колычева-Умного, был обнаружен топоним- Фетковщина, вероятно выселок где до 1582 года по преданию проживали предки по линии отца. Позже в связи с женитьбой царевича Ивана на дочери рязанского помещика Михаила Тимофеевича Петрова-Солового в 1575, Ктины со всеми починками были подарены отцу невесты.

Михайло-Тимофеев умер в 1582 году, но перед этим успел "сманить"- как рассказывал уже мой отец, предка на Рязанщину, в обмен на обещания дать землю, но то ли не успел, то ли не захотел выполнить обещание. По словам отца предки были вынуждены покинуть те места в связи с Ливонской войной и разорительнми набегами поляков, в результате которых часть родственников была уведена в плен.  Фамилия, которую имел род на Псковской земле, на Рязанщине была без надобности и не использовалась, и "ее предки меняли из за боязни князей". Только уже после падения крепостного права, как свидетельствует метрическая книга, был принят современный вариант древней фамилии.

Новгородский владыка был канонизирван в 1664 году в связи с чудесами исцелиния. Легенда знает этого человека как монаха, оставившего семью ради служения богу - знает его еще как простого человека, что говорит о раннем происхождении предания. Одним из сподвижников канонизации был князь Василий Григорьевич Ромодановский - наместник Новгорода. В архивных документах случайно удалось обнаружить информацию о беглых крестьянах из деревни где  в то время проживала семья моих предков в имение брата наместника, князя Григория Григорьевича Ромодановского тогда еще стольника, а позднее видного военноначальника и государственного деятеля.

romodanovskiy_1646_g..jpg

"Крестьянин Нефедко Филипов живет в Рязанском уезде за стольником за князем Григорием Ромодановским в деревне Баграмове, выбежал в 1645 году"

Григорий Григорьевич был убит в Московском Кремле во время стрелецкого бунта в 1682 году, в присутствии будующего царя Петра 1.

Незадолго до того, как случилось вспомнить  о родовом предании, во время реставрационных работ в Георгиевском храме Юрьева монастыря близ Новгорода, под полом было обнаружено захоронение . Согласно легенде генетическим отцом будующего владыки мог быть Новгородский князь Василий Александрович. Несомненно большой научный интерес с целью подтверждения описанных легендой событий того далекого времени, представляют генетические исследования останков и сравнение полученных результатов с результатами возможных ближайших родственников владыки Новгорода, живших в тот период времени. В Успенском  соборе Владимира покоятся останки князя Бориса Андреевича, того самого 5 летнего мальчика, который согласно летописному известию присутствовал на хиротонии в 1300 году. Генетические исследования являются одной из главных задач проекта  виртуального музея легенд.